7 критических ошибок при обслуживании и ремонте автомобиля

18-летний опыт автосервиса на российском рынке: чему можно доверять, что можно заливать, что желательно ставить и прочие истории, как безмерно любя свой автомобиль не тратить на него целое состояние (даже если это старый немецкий пепелац)

background
Обычно сходу на выбор предлагаются 3 вида вариантов:
1) самый эконом
2) какой-то разумный середняк
3) очевидный (и очевидно недешевый)

Но дело в том, что по второму пункту есть достаточно большой разброс в соотношении цена-качество. Если разница в 100-200 рублей помогает кратно улучшить качество запчасти, особенно на дистанции, то этим явно надо поинтересоваться. Увы и ах, но в подавляющем большинстве случаев это не надо никому, кроме Вас самих, потому как заработок автосервиса строится на количестве и стоимости работ. И ждать для вас запчасть лишний день из-за этих 100-200 рублей по собственной инициативе мало кто будет. Гораздо проще поставить Вам запчасть из быстрых и доступных сейчас вариантов, расчитать и отправить, освободив мастера и подъемник для следующего автомобиля

Хорошо, если Вы обладаете роскошью в виде заслуженного доверия к сервису и Вам не приходится прибегать к вопросам подобного толка (можно подумать, у Вас своих дел мало).
Купить автомобиль с целью перепродажи или "сбыть" неудачно купленный автомобиль

Этот подход сопровождает девиз "чем дешевле, тем лучше". Если в ходе этого чрезмерно увлекательного путешествия (обычно это машина по низу рынка в крайне печальном состоянии, которую подготовят для ровной работы на один день) требуются, например, какие-то манипуляции с двигателем, то сливающиеся в этот момент масло и охлаждающая жидкость (антифриз) будут залиты обратно.

Дальше к процессу подключаются запчасти. Там, где нет возможности поставить б/у, нас будут ждать запчасти низшего звена, такие марки как: Lynx, Metaco, Patron и т.д.

К слову, если вы нарветесь на такой автомобиль, то Ваше внимание обязательно сакцентируют на этом внимание, мол, все новое, все обслужено, заменено, вообще не машина, а конфетка, вот-вот прошла через конвейер из новых комплектующих.

Правда, все это мало того, что работает откровенно плохо (ох уж эти замеры тормозного пути на колодках экстрамаксэкономного класса), так еще и недолго.

Вдруг окажется, что через непродолжительное время при осмотре Вам снова заключат - и диски с колодками под замену, и масляный фильтр подобного рода Вы зря поставили. Но в целом, ничего страшного, конечно, автосервисы капитальным ремонтом двигателя тоже занимаются.

Данный вид отношения к автомобилю был приведен тут ради справочных целей - чтобы Вы понимали, на что Вы рискуете нарваться в случае покупки и что является самым обычным делом при обслуживании из разряда "кроилово".

Все эти премудрости хороши и понятны, когда Вы в этом хоть мало-мальски разбираетесь. Но когда очередной магазин способен Вам продать "немецкую" запчасть Zekkert втридорога, сыграв на вашем интуитивном понимании якобы немецкого языка (немцы это же хорошо, качественно и надежно!) - о таком приходится расстраивать прямо в приемной, что Зеккерт это отнюдь не Германия, а самый дешевый что ни на есть Китай, и что через нас его заказать можно было бы вполне себе за тысячу рублей вместо потраченных Вами трех.

Это, к слову, реальный пример из недавно приехавшего к нам Соляриса, замечание к колодкам которого явно не понравилось владельцу, посему как "колодки там стоят хорошие и дорогие, немецкие". Кого из нас двоих посчитали обманщиками и нагревателями, мы не знаем, но колодкам и правда стало плохо несмотря на недавно отъезженную тысячу пробега.

Ошибка №3 - Не интересоваться качеством устанавливаемых запчастей

Парадигма №2 - Автомобиль на год

Ошибка №7 - Не ставить актуальную запчасть

А вот здесь вообще без вариантов, иначе Вы себе же устроите аттракцион невиданной щедрости и любви к своему железному коню. Мало того, что из-за дешевых запчастей мы будем с вами видеться как можно чаще (да, тут будет явная оплата работ не по первому кругу), так еще и комфорт самого вождения будет вызывать явные нарекания.

В ходовую часть и подвеску здесь должно идти Lemfoerder, особенно в части сайлентблоков. Здесь, кстати, все еще подойдут компоненты SWAG, несмотря на то, что мы упоминали их во втором пункте, но там мы их рассматривали с точки зрения стоимости. Здесь же идет разговор о долговечности и эти компоненты в него полностью вписываются.

По части тормозных систем, здесь будет упор с ценником от TRW и выше. А конкретно, сами TRW (были поставщиком тормозных систем на VAG), Textarr, ATE, Brembo (очень зависимы от запчастей внутри своего бренда: если ставите диски Брембо, то и колодки ставить нужно обязательно от них, иначе они начинают работать не так, как задумывалось производителем; более того, это самый подделываемый "тормозной" бренд, поэтому слыша очередное высказывание про то, что Brembo известное слово на букву г - просто не надо заказывать их где попало и тогда почувствуете разницу).

Парадигма №1 - Условный "Привет от перекупа"

Когда Вы покупаете автомобиль и слышите, что есть не просто, к чему приложить руку, а придется поменять его значительную часть, причем в ближайшем обозримом будущем - на душе становится нерадостно. Либо свежекупленный автомобиль, либо давным-давно "верная малышка" начинает залезать в карман с интенсивностью пылесоса. Бесконечные споры об обслуживании нового и поддержанного авто, ровно как и вселенское противостояние японских, корейских и немецких автомобилей мы опустим, сейчас оно не столь важно.

Когда вы покупаете автомобиль, примерно на 90% Вы уже предполагаете, сколько Вы будете на нем ездить.
1) Научиться и продать через год.
2) Отъездить 2-3 года и поменять
3) Или идеальное понимание потребностей, под который покупался ваш автомобиль, позволяет Вам купить его на ближайшие 5-7 лет

В соответствии с этим рассмотрим несколько парадигм подхода к обслуживанию и ремонту авто
Известная фраза "еще походит" настолько обширна в своем временном отрезке, что с ней сравнится лишь протяженность границы нашей необъятной.

Мало того, что сопутствующие работы позволяют сэкономить (раз уж одна часть узла все равно снимается / разбирается), так еще и положительно влияют на общую эксплуатацию автомобиля.

Понимаем Ваше теоретическое внутреннее недовольство "что ж мне теперь, всю машину пересобрать из новых запчастей, раз что-то приказало долго жить". Нет. Абсолютно. Тут следует прибегнуть к рекомендациям мастера и, как ни странно, к собственной интуиции, но не с точки зрения кошелька здесь и сейчас.

Поясним этот тонкий момент - дело в том, что если Вы сейчас искренне не хотите менять эту деталь и считаете, что пускай она сначала отъездит свое, то заранее будете готовы к тому, что ее надо будет поменять в каком-то ближайшем обозримом будущем и морально будете готовы и к ее стоимости, и к стоимости работ, несмотря на то, что потом эта работа будет стоить в 2 раза дороже, нежели это сделать сейчас.

Задача мастера подробно и доступно изложить Вам про влияние не совсем исправной запчасти в ее текущем состоянии на поведение автомобиля сейчас / потом и влиянии на компоненты, с которыми она связана (да, не все задумываются над тем, что, например, на увеличение тормозного пути влияют не только очевидные диски с колодками, но и неисправные амортизаторы, дискомфорт от коих привычно приписывать сниженному комфорту вождения, увеличению крена, худшей управляемости и выраженной раскачке).

Ошибка №2 - Пренебрегать сопутствующими работами и избегать комплексного подхода

Проверять, проверять и еще раз проверять. Как там сейчас на ютубе модно говорить - анпакинг под видеозапись.

Дело в том, что фирменно-конвеерные отношения многих компаний с рынка запчастей несколько сложнее, чем большинство могло бы подумать. Некоторые именитые бренды всего лишь упаковщики (ничего не производят, а просто используют свое имя и маркетинг для продажи запчастей другой фирмы, но под своим никнеймом), другие - реальные производители со времен сотворения мира, но которые совершенно не умеют ничего в плане рекламы и позиционирования. Кстати, именно такие и прибегают к услугам первых, просто поставляя свой продукт к ним на склады для красивых коробочек.

И да, с оригиналом история почти такая же. Вынимая какой-нибудь "оригинальный" датчик VAG вы не найдете ни одного отличия от поставляемых ими на конвеер датчиков Bosch и Hella. Такая ситуация почти со всеми крупными брендами, которые занимаются производством автозапчастей.

Ошибка №1 - Не исходить из планируемого срока использования автомобиля

Ошибка №6 - Привязывать качество запчастей только к бренду, а не к узлу предназначения

Очень легко привыкнуть к тому, что, например, если взял себе за основу какую-нибудь определенную хорошую марку запчастей - то оно будет хорошо во всем. Но, увы, не всегда. Какой-нибудь SWAG или Lemfoerder действительно хороши в плане элементов подвески, а в ступичных подшипниках царит тот же SKF. Обычно после такого без раздумий берется помпа (водяной насос) SKF и тормозные диски Bosch или SWAG (не то, чтобы прям совсем плохо, но по такой же цене можно купить подлинные TRW или даже Textarr).

А дело в том, что изначальная специализация производства играет огромную роль: вряд ли Вам понравится борщ, сделанный в ближайшей шаверме (хотя, казалось бы, что там делать). Да, обработка металла, технология, исследования и изъезженность процессов - дело, которое стоит на страже исключительной экспертности в своей нише, особенно если это касается технически сложных агрегатов типа насосов, клапанов и т.д.

Всегда надо смотреть, кто является авторизованным поставщиком на конвейер определенной марки, за какой участок деталей он отвечал, что конкретно от этой фирмы хотел тот или иной концерн - вот тогда можно будет рассчитывать на какую-то надежность и подход с гарантией.

Кстати о гарантии: например, вышеупомянутый Bosch выдает технические заключения о браке исключительно через свои центры. Они достаточно щепетильно подходят к процессам производства, поэтому им важно выяснить, действительно ли был дефект сборки / производства или была нарушена технология установки. И этот пример далеко не единственный: технические эксперты всех крупных брендов с репутацией подходят к таким моментам весьма лояльно, если колодка не была забита кувалдой, а замена прокачивающего узла сопровождалась очисткой системы от грязи и мусора вместо "снял / поставил".
Ну это прям классика: приезжает Мерседес с канистрой оригинального масла. Наученные горьким опытом да и просто опытом, интересуемся: почем нынче сие удовольствие и как оно вообще - слышим в ответ "да 5 тыщ рублей за канистру". Сделав от удивления квадратные глаза, идем смотреть (даже просто ради интереса) - самая низкая цена у поставщиков не менее 8-ми, и то не сразу, надо подождать.

Услышав, что аттракцион невиданной щедрости проводят на синем маркетплейсе, в целом, не удивлены. Ради интереса попросили посмотреть канистру - и все как налицо. Кольцо от крышки болтается (на оригинальных оно стоит чуть ли не мертвецким образом), а фольга разве что не для домашней готовки.

Что будет с двигателем после таких радостей - можно догадаться не понимая в автомобилях вообще ничего (в лучшем случае - самое дешевое масло, которое только можно придумать, либо вариант интереснее - масло, лишенное всех своих смазывательно-охлаждающих свойств). Хоть объявление вешай: "вытащим гудрон из Вашего автомобиля".

Кстати, это вообще стандартная история: ездят по сервисам крайне предприимчивые и крайне приятные люди, которых интересуют 2 вида неприметного на первый взгляд "товара" - оригинальные канистры и отработанное масло. 1+1 сложить не сложно. Все это везут на одно предприятие, где отработка внешне становится вполне себе эстетичной и вот тебе готовая канистра оригинального масла на маркетплейсе. Ну по уж очень вкусной цене, что аж грех не купить. Особенно, когда все вокруг такие цены ломят! А тут все для людей: и логистика и воздух дешевле.

И да, очередность в количестве подделок масла: оригинальное (Ford, GM, Mercedes), Castrol, Bardahl
Очередность подделок в тормозных системах: Brembo, TRW (90% того, что клиенты привозят сами скрипит ну просто адски).

Ошибка №4 - Думать, что внутри коробки с запчастью всегда будет лежать качественная запчасть

Здесь имеют место быть сразу несколько подходов: разлет решений от «клеим на момент, походит», до «о да, мы нашли идеальное соотношение цены и качества».

Собственно, первая – куплю что подешевле и дежурно. Пока поездит, «потом все равно продам», оставив все радости жизни следующему владельцу. Мало чем отличается от Парадигмы №1, разве что цели и ожидания от автомобиля – разные. Там – поставил и забыл, здесь – поставил и "наслаждаешься" тем, как это работает.

Второй - установка проверенного и одновременно сложного сегмента запчастей среднего класса. Почему сложный? Потому что его всегда труднее достать (из-за высокого спроса), а в случае всем известных внештатных ситуаций - сметаются вагонами и ждать очередных централизованных поставок будет мучительно долго (прям как после февраля известного года).

Амбассадоры здесь, обычно - Febi, SWAG, CTR, Sidem, Valeo, Meyle и т.д.

Ошибка №5 - Не задумываться о причинах более низкой цены на фоне остального рынка

Парадигма №3 - Автомобиль на 3 года и более

Дело в том, что конвейер не лишен изъянов и технических просчетов - это почти что норма для новых моделей как по части самих автомобилей, так и ее узлов. В перспективе ближайших 1-3 лет запчасть меняется на исправленную. Но т.к. склады заполняются сразу и с запасом, старые запчасти тоже нужно куда-то спихивать. И спихиваются они дешевле, что логично. Поэтому неактуальные версии водяных насосов (помп), успокоителей цепей (в народе - "башмаки") и прочие, даже более сложные устройства типа фазорегуляторов могут легко оказаться на Вашем автомобиля со всеми вытекающими. Иногда, в прямом смысле этого слова.

Пластиковые корпусы меняются на цельнометаллические конструкции, первая версия маслоотделителя была признана неудачной и схема работы его геометрии была изменена в новой вариации - все это немногочисленные примеры трудовых будней инженеров всех концернов мира. Понятное дело, что всем бы было легче, выпусти инженеры сразу новый и отлаженный механизм, но, увы, косяки случаются и, можно сказать, тестируются на счастливых обладателях первый версий. Именно поэтому очень часто в интернете советуют подождать рестайлинга новый модели - чтобы за 2-3 года успели полечить все "детские болезни" и уже купить совершенно исправный экземпляр.

Все замены и вариации видно в профессиональных программах производителей, которые должны быть у каждого уважающего себя автосервиса (каждая стоит денег). Хотя, как показывает практика в отдельных случаях - много кто не заморачивается подобными высокими материями. Деталь дешевле - ездит меньше - быстрее выйдет из строя - быстрее приедете вновь. Чем не мечта владельца бокса?
Безусловно, не каждому надо и требуется разбираться во всех этих бесконечных хитростях и перипетиях автомобильного рынка, их сложности и специфике: каждый должен заниматься своим делом вместо того, чтобы вечерами лазить по десяткам каталогов с целью сравнить цены, верные артикулы, применяемость и т.д. (кроме случаев, когда Вы от этого получаете безмерное удовольствие).

Но лишний контроль и интерес вкупе с небольшими знаниями сыграет Вам на руку при ремонте и обслуживании авто, чтобы избежать ситуаций, когда так и захочется прокричать "[производитель] делают хлам". В большинстве случаев инженеры самих производителей и производители аналогов позаботились о том, чтобы предоставить Вам возможность обслуживать свой автомобиль по всей палитре качества и цене.

Желаем Вам найти свой автосервис или даже просто мастера, уверенность в знаниях и подходе которого будет вызывать если не отсутствие, то хотя бы минимум нареканий. Грамотно обслуживайте и, по возможности, любите свои автомобили и тогда российский рынок станет чуточку лучше.
Заказать запчасти от централизованных поставщиков

Выводы